Previous Entry Share Next Entry
(no subject)
first_of_june
Читал где-то рассуждения Вергилия о Цицероне. Поэт находил его смерть очень символичной.

Как развивалась история: Цезаря убивают, начинается гражданская война, и новые люди, пришедшие к власти, приговаривают Цицерона к смерти. Старик-идеалист, казненный врагом из личной неприязни, погибший вслед за своим идеалом республики — действительно сильный образ.

Цицерон помимо политики и юриспруденции занимался еще и философией. В отличие от большинства современных ему политических фигур, он остался бы в истории и вне связи с перипетиями римской политической жизни.

Идеал Цицерона — Римская республика перестает существовать в силу естественного процесса развития, государство увеличивается в размерах и превращается в империю. Ни один человек не мог бы остановить или повлиять на этот процесс.

И вот смерть этого талантливого, глубоко симпатичного человека, цепляющегося за идеалы, попавшего на склоне жизни в мясорубку политических разборок, мне кажется, может послужить поучительным примером для понимания сущности политики, для формирования правильного к ней отношения.

Какова ценность таких понятий, как благо народа, воля народа, государство? Имеет ли человек одаренный, творческая личность какое-то отношение к этим понятиям, обязательства перед своим народом, или ему лучше остаться в стороне?

Не только потому, что политика грязна или аморальна, а потому, что в этой мышиной возне в принципе мало смысла. И народное благо, и воля, и государство образуются, обустроятся сами по себе, не стоит тратить время, силы, талант и уж тем более жертвовать жизнью за то, что не имеет к тебе отношения.

Я смотрю на своих сограждан, в массе своей они не потерпевшие, не жертвы сегодняшней власти, они с ней на одной стороне баррикад. Их облик, ментальность вполне соответствуют облику и ментальности тех, кто ими управляют. Они похожи друг на друга, как собака похожа на своего хозяина. Они - не враги, не антагонисты, они - симбионты.

Если почитать последний роман Толстого «Воскресение» про тогдашнюю судебную систему, про тех, кто попал в заключение без вины, возникает ощущение, что читаешь про сегодня.

Автор показывает обычных людей, не представлявших до столкновения с судебной, бюрократической машиной, насколько быстро, эффективно, безжалостно их лишат и свободы, и имущества без всякой вины. Автор показывает прокурора, который в кругу семьи добрый, чуткий, любящий человек, но, надев прокурорский мундир, превращается в бездушную шестеренку этой машины. Показывает покорность, равнодушие русского к своей или чужой несчастной судьбе.

В романе можно найти не просто смыслы до боли знакомые сегодня, там можно найти буквально формулировки, слова из какого-нибудь интервью Ходорковского.

Если через сотню лет, четыре революции, бесчеловечный коммунистический режим русские продолжают жить точно так же, то, я думаю, ждать, надеяться на перемены, принимать участие в судьбе этого народа, просто нет смысла.

  • 1
"Но, сердце, как бы ты хотело,
Чтоб это вправду было так:
Россия. Звезды. Ночь расстрела.
И весь в черемухе овраг."

ай, замечательно!! ссылку дам:)

User melody_k referenced to your post from No title saying: [...] же, то, я думаю, ждать, надеяться на перемены, принимать участие в их судьбе, просто нет смысла. [...]

О политике, О России... и обо всей этой Истории

User ye_rektor referenced to your post from О политике, О России... и обо всей этой Истории saying: [...] Оригинал взят у в post [...]

очень примечательный пост, как мне кажется

И ничего и не так. Вот в следующем посте Вы пишете о применении истории - русские так не жили. А советские - да. Самое главное вообще в понимании картины то, что русские не особый народ. Горы замечательной литературы исписаны на тему "власть машины" и, в основном, не у нас. Да вот хоть Диккенса возьмите: ужасть, чего у них там в просвещённых державах творицца!))

  • 1
?

Log in